Среда, 22.01.2025, 12:46
Юрий Семёнов
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [14]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Чему не учат в школе?

Чему не учат в школе?

 

Лет десять назад в одной из средних школ города я вёл факультативные занятия по журналистике. Главное, что меня поразило, – это то, что в 10-м и в 11-м классах у детей совсем не развито мышление, отсутствует логичность в выводах и всё «мышление» в целом построено на озвучивании каких-то стереотипов. За 11 лет учёбы детей даже не научили думать: сопоставлять, анализировать и делать выводы! Многие функции мышления не были активированы абсолютно! Были, конечно, и те, кто выделялся из общей массы, но это, скорее, заслуга природных данных и культуры мышления в семье, чем достижение школы.

 

Вообще, как психолог, я должен был признать тот факт, что ни один (!) школьный предмет не ориентирован на развитие мышления детей «в чистом виде». Наверное, предполагается, что знакомство с законами физики или, скажем, геометрии разовьёт у детей логику и способность к анализу и синтезу. Но подход к изучению этих наук на уровне «прочёл – запомнил – повторил» только ещё больше делает мышление детей примитивным и укрепляет привычку к тому, чтобы любое движение мысли шло только по этому шаблону. «Услышал что-то по телевизору – запомнил – повторил друзьям – чувствуешь себя умным». Лишь бы то, что ты услышал, казалось новым, умным или оригинально-смешным. А вот насколько то, что ты услышал, логично и обоснованно – проверить не в состоянии, потому что даже не знаешь, как это делать. Представляете, насколько просто можно вкладывать детям в голову любые мысли и идеи? Лишь бы то, что вы говорите, казалось умным и говорилось абсолютно уверенным голосом.

Как всегда в отношении школы возникает двойственность. С одной стороны она должна развивать мышление, а с другой стороны – ну где вы видели учителя, который бы хотел, чтобы ученики на уроках спорили с ним и подвергали критическому анализу его мнение? Даже если предположить, что считанные единицы учителей могли бы поддержать любой спор на конструктивном уровне (а не на уровне «сиди-молчи и слушай, что тебе говорят!»), то на такие споры просто нет времени в школьной программе! Ведь надо отчитать тему в свои 45 минут, следом – другая, потом – контрольная работа… «А спорить сейчас с этим выскочкой – себе дороже! Сидели бы все спокойно, да делали вид, что слушают…» – таковы примерно мысли даже у творческого учителя, если он не хочет отстать от программы и пропустить какие-то темы.

Не говоря уже о том, что с некоторыми учителями даже я не хотел бы начать спорить, потому что кроме эмоций и тех же самых стереотипов (от которых они ни за что не хотят отказаться) у них ничего нет. Какой способности к мышлению они могут научить детей, если за большую часть своей жизни они сами так и не пришли к хоть каким-то своим собственным выводам и решениям? А ведь конструктивно можно спорить только с человеком, который способен размышлять логично, готов пересмотреть свои взгляды под влиянием новых фактов и аргументов. Какой способности к мышлению учит школа, если испокон веков там не любят, когда ребёнок ведёт себя нестандартно?

Ну и главное. Если в школе мышление не развивают, то где и как его можно развить? Потому что самостоятельно развивать своё мышление мало кто станет.

 

 

Юрий СЕМЁНОВ

Категория: Мои статьи | Добавил: semenov (20.06.2009) | Автор: Юрий Семёнов E W
Просмотров: 596 | Теги: развитие, школа, мышление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025
Друзья сайта
  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ОТДЫХ
  • Проект РазМышления
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Создать бесплатный сайт с uCoz