Лет десять назад
в одной из средних школ города я вёл факультативные занятия по журналистике. Главное,
что меня поразило, – это то, что в 10-м и в 11-м классах у детей совсем не
развито мышление, отсутствует логичность в выводах и всё «мышление» в целом
построено на озвучивании каких-то стереотипов. За 11 лет учёбы детей даже не
научили думать: сопоставлять, анализировать и делать выводы! Многие функции
мышления не были активированы абсолютно! Были, конечно, и те, кто выделялся из общей
массы, но это, скорее, заслуга природных данных и культуры мышления в семье,
чем достижение школы.
Вообще, как психолог, я должен был
признать тот факт, что ни один (!) школьный предмет не ориентирован на развитие
мышления детей «в чистом виде». Наверное, предполагается, что знакомство с
законами физики или, скажем, геометрии разовьёт у детей логику и способность к
анализу и синтезу. Но подход к изучению этих наук на уровне «прочёл – запомнил
– повторил» только ещё больше делает мышление детей примитивным и укрепляет
привычку к тому, чтобы любое движение мысли шло только по этому шаблону.
«Услышал что-то по телевизору – запомнил – повторил друзьям – чувствуешь себя
умным». Лишь бы то, что ты услышал, казалось новым, умным или
оригинально-смешным. А вот насколько то, что ты услышал, логично и обоснованно
– проверить не в состоянии, потому что даже не знаешь, как это делать.
Представляете, насколько просто можно вкладывать детям в голову любые мысли и
идеи? Лишь бы то, что вы говорите, казалось умным и говорилось абсолютно
уверенным голосом.
Как всегда в
отношении школы возникает двойственность. С одной стороны она должна развивать
мышление, а с другой стороны – ну где вы видели учителя, который бы хотел,
чтобы ученики на уроках спорили с ним и подвергали критическому анализу его
мнение? Даже если предположить, что считанные единицы учителей могли бы
поддержать любой спор на конструктивном уровне (а не на уровне «сиди-молчи и
слушай, что тебе говорят!»), то на такие споры просто нет времени в школьной
программе! Ведь надо отчитать тему в свои 45 минут, следом – другая, потом –
контрольная работа… «А спорить сейчас с этим выскочкой – себе дороже! Сидели бы
все спокойно, да делали вид, что слушают…» – таковы примерно мысли даже у
творческого учителя, если он не хочет отстать от программы и пропустить
какие-то темы.
Не говоря уже о том, что с некоторыми
учителями даже я не хотел бы начать спорить, потому что кроме эмоций и тех же
самых стереотипов (от которых они ни за что не хотят отказаться) у них ничего
нет. Какой способности к мышлению они могут научить детей, если за большую
часть своей жизни они сами так и не пришли к хоть каким-то своим собственным
выводам и решениям? А ведь конструктивно можно спорить только с человеком,
который способен размышлять логично, готов пересмотреть свои взгляды под
влиянием новых фактов и аргументов. Какой способности к мышлению учит школа,
если испокон веков там не любят, когда ребёнок ведёт себя нестандартно?
Ну
и главное. Если в школе мышление не развивают, то где и как его можно развить?
Потому что самостоятельно развивать своё мышление мало кто станет.