По моим
наблюдениям, большая часть действительно творческих и нестандартных людей,
которых мы видим на экране телевизора, в своих интервью говорят о том, что в
школе они имели плохую успеваемость по многим предметам и, прежде всего, – по
поведению.
У многих были сильные конфликты из-за
того, что они открыто высказывали своё мнение и всегда его отстаивали. Они не
старались «быть как все» и, может быть, именно поэтому они стали творческими и
выдающимися людьми? А те, кто учились в школе только «хорошо» и «отлично», кто
прилежно слушались учителей, соглашались с ними и делали всё, что им говорили,
так и остались (в большинстве своём) серыми и незаметными…
Безусловно, есть модели школ, которые
поддерживают и развивают индивидуальность каждого ребёнка, но работники
образования про эти модели школ даже не слышали, а пытаются развивать школьную
систему в старых рамках. Мне это всё напоминает попытки поставить новый
двигатель в машину старому, слепому и глухому водителю. Причём поставить на
ходу машины, даже не сбавляя ход…
Что же делать? Как можно изменить то,
что в принципе меняться не хочет? Ещё в 70-х – 80-х годах талантливый советский
педагог Михаил Петрович Щетинин отрабатывал возможность создания
школы-комплекса, гармонично развивающей способности детей; школы, которая
каждого ребёнка могла бы сделать ТАЛАНТЛИВЫМ. И даже не сделать – РАСКРЫТЬ
ТАЛАНТ КАЖДОГО РЕБЁНКА! Потому что каждый ребёнок талантлив! И только
ограниченность и "своеобразность" школьного подхода не даёт возможности
детям раскрыться и стать выдающимися людьми.
В Институте усовершенствования учителей,
зная мои нестандартные подходы к работе с детьми, мне предложили провести
занятие для учителей по работе с "одарёнными детьми". Скажу сразу,
что контакта с учителями у меня не получилось. Более того, учителя восприняли
крайне негативно саму мысль о том, что все дети талантливы, и надо научиться
раскрывать их таланты. Их пожелание заключалось в одном: «Как нам определить в
классе самого талантливого в каком-нибудь предмете (скажем, в физике) ученика и
сосредоточить на нём все усилия, чтобы он принимал участие в олимпиадах и
различных конкурсах?..»
Понимаете, к чему это приводит? Выделяются
один-два ученика в классе, которые считаются талантливыми, а на остальных
двадцать детей можно и не обращать внимания, потому что ничего хорошего от них
ожидать не приходится!.. А ведь это дискриминация в чистом виде, которая,
кстати, запрещена Конвенцией о правах ребёнка. Ведь каждый ребёнок имеет право
на качественное образование! И отношение к детям должно строиться на принципах
равенства к каждому из них. А каково всем остальным ученикам в классе, чувствуя
на себе то, что на них уже "поставлен крест"? Что они вычеркнуты из
списка тех, от кого можно ожидать успеха в изучении предмета? Что на них даже
не будут обращать внимания, и никто не подумает подтянуть их в случае
отставания? («Зачем тратить на них время, если надо работать с талантливыми?»)
Если же учитель будет видеть
талантливость в каждом ребёнке, будет пытаться развивать и поддерживать эту
талантливость – несмотря на то, что это требует гораздо большего времени и
самоотдачи, – то и дети станут более разносторонне и глубже развитыми. Тогда
дети ответят любовью и к предмету, и к самому учителю, который верит в их
талантливость.